Вы здесь

Обобщение и анализ ошибок, допускаемых при оформлении и предоставлении отчетов о деятельности некоммерческих организаций

Во исполнение своих обязанностей, установленных Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ <О некоммерческих организациях> (пункт 3 статьи 32), от 19.05.1995  №82-ФЗ <Об общественных объединениях> (абзацы 4 и 8 части 1 статьи 29), от 11.08.1995  №135-ФЗ <О благотворительной деятельности и благотворительных организациях>, от 26.09.1997  №125-ФЗ <О свободе совести и о религиозных объединениях>, некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Санкт-Петербурга представляют отчеты в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу.

С 2018 года некоммерческие организации представляют отчетность по формам, утвержденным Приказом Министерства Юстиции России от 16.08.2018 №170.

Для некоммерческих организаций, созданных в форме общественных объединений, таких как общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и др. наиболее частым нарушением является непредставление сведений об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании (форма  №ОН0003). Однако часто общественные объединения представляют информацию по формам  №ОН0001 и  №ОН0002, что не свидетельствует о выполнении ими обязанности, установленной абзацем 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ <Об общественных объединениях>.

Для религиозных организаций предусмотрена специальная форма отчетности  №ОР0001,  которая должна представляться не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. Однако среди религиозных организаций встречаются те, которые предоставляют необходимые сведения по формам  №ОН0001,  №ОН0002,  №ОН0003 вместо формы, предусмотренной для религиозных организаций  №ОР0001.

В отчетах некоммерческих организаций встречаются и такие типичные нарушения, как неверное указание в адресной части наименования территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации некоммерческой организации, в который представляется отчет. Обращаем внимание, что некоммерческие организации, зарегистрированные на территории Санкт-Петербурга должны направлять отчеты в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу.

Также, в отчетах некоммерческих организаций отсутствуют сведения о паспортных данных руководителя или данные иного документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика, которые включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (подпункт <л> пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ <О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей>).

Отчет и приложения к нему должны заполняться от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета, либо машинописным способом, либо с использованием компьютерной техники и распечаткой на печатающем устройстве компьютера в одном экземпляре. Листы прошиваются, количество листов подтверждается подписью уполномоченного лица некоммерческой организации на обороте последнего листа на месте прошивки и скрепляются печатью организации.

В отчетах некоммерческих организаций, в графе <адрес (место нахождения) органа, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией>, некоммерческая организация указывает домашний адрес руководителя организации, в связи с чем Главное управлением делается вывод о том, что данные учетного дела и Единого государственного реестра юридических лиц в отношении адреса организации не совпадают.

Большинство общественных благотворительных фондов не публикуют ежегодно отчеты об использовании своего имущества, хотя такая обязанность установлена законом специально для фондов (п. 2 ст. 123.18 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996  №7-ФЗ <О некоммерческих организациях>). Кроме того, обязанность ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом установлена абз. 3 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995  №82-ФЗ <Об общественных объединениях> для общественных объединений любых организационно-правовых форм, а не только для фондов. Причиной неисполнения требования указанной нормы закона является незнание руководителями некоммерческих организаций действующего законодательства или же затруднения при исполнении закона. Наиболее частый вопрос, задаваемый некоммерческими организациями в этом случае: <В каких изданиях и в каком порядке опубликовывать отчеты об использовании своего имущества, так как законодательно этот вопрос не урегулирован?> Однако, то обстоятельство, что закон не содержит четкого указания на издания, в которых фонды (другие общественные объединения) должны публиковать свои отчеты, не освобождает их от этой обязанности.

Также, благотворительные организации при предоставлении ежегодного отчета о своей деятельности, не указывают сведения, предусмотренные ст.19 Федерального закона от 11.08.1995  №135-ФЗ <О благотворительной деятельности и благотворительных организациях>, в частности о нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Представление бухгалтерских балансов, налоговых деклараций некоммерческой организацией не является выполнением требований Федеральных законов от 12.01.1996  №7-ФЗ <О некоммерческих организациях>, от 19.05.1995  №82-ФЗ <Об общественных объединений>, от 11.08.1995 №135-ФЗ <О благотворительной деятельности и благотворительных организациях>, от 26.09.1997  №125-ФЗ <О свободе совести и о религиозных организациях>.

В случае несвоевременного предоставления некоммерческой организации отчета о продолжении деятельности, Главное управление вправе вынести организации предупреждение. К сожалению, нередки случаи, когда предупреждения, вынесенные некоммерческой организации, возвращаются обратно в Главное управление, в связи с отсутствием организации в месте нахождения, которое указано в ЕГРЮЛ. Таким образом, некоммерческая организация, не обеспечивая получение корреспонденции по адресу своего места нахождения, сама обрывает связь с контролирующим органом, лишая тем самым себя возможности узнать о принятых в отношении нее мерах, что, в свою очередь, может повлечь определенные негативные последствия для некоммерческой организации, предусмотренные законом за невыполнение требований контролирующего органа, в том числе ликвидацию организации.

12 апреля 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).