Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований законодательства, выявленных Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу за период с 1 января 2019 года по 06 апреля 2020 года при осуществлении контрольно-надзорной функции в сфере деятельности некоммерческих организаций, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения

Обзор типичных нарушений обязательных требований законодательства, выявленных Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу за период с 1 января 2019 года по 06 апреля 2020 года при осуществлении контрольно-надзорной функции в сфере деятельности некоммерческих организаций, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения.

1. В соответствии с пунктом 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент), одной из административных процедур исполнения государственной функции Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее – Главное управление) является анализ отчетов некоммерческихорганизаций.

В результате анализа отчетов некоммерческих организаций, поступивших в Главное управление за период с 1 января 2019 года по 07 апреля 2020 года, были выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований законодательства.

1) Отчеты представлены не по установленным законодательством формам, либо представлены не в полномобъеме. Формы отчетов утверждены Приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Некоммерческие организации (организационно-правовые формы которых указаны в главе II Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») представляют в Главное управление следующие отчеты:

1.Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных  источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

2. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Указанные отчеты представляются по формам ОН0001 и ОН0002 (пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческихорганизациях»).

Таким образом, некоммерческие организации представляют в Главное управление либо заявление о продолжении своей деятельности с подтверждением соответствия пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в произвольной форме, либо отчеты по формам ОН0001 иОН0002.

Общественные объединения (организационно-правовые формы которых указаны в статье 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях») представляют в Главное управление следующие отчеты:

1. Общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзац 4 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

2. Общественное объединение также информирует Главное управление об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме ОН0003 (абзац 8 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Таким образом, общественное объединение представляет в Главное управление сообщение о продолжении деятельности и отчет по форме ОН0003.

Необходимо обратить внимание, что общественное объединение обязано представлять оба вышеуказанных отчета. При отсутствии сведений о денежных средствах и иного имущества, полученного от иностранных источников, в соответствующих полях отчета ставятся прочерки.

Для некоммерческих организаций, а также общественных объединений, являющихся благотворительными, пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» установлена обязанность ежегодно представлять в Главное управление также отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

- персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

- составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

- содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

- нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Религиозные организации в соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона  от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», получившие в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять в Главное управление отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании) по форме ОР0001.

Таким образом, отчет по форме ОР0001 представляют в Главное управление только те религиозные организации, которые подпадают под критерии, установленные пунктом 2 статьи 25.1 вышеуказанного закона. Если религиозная организация не подпадает под указанные критерии, то обязанность представлять в Главное управление отчет по форме ОР0001 у нее отсутствует.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Порядок размещения отчетов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок размещения в сети «Интернет» отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций (далее – Порядок размещения отчетов в сети «Интернет») утвержден Приказом Минюста РФ от 07.10.2010 № 252.

Исходя из положений пункта 3 Порядка размещения отчетов в сети «Интернет» отчеты размещаются на информационных ресурсах Минюста России в сети «Интернет», предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети «Интернет».

Официальным сайтом для размещения отчетов и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций является сайт http://unro.minjust.ru.

Для религиозных организаций указанная обязанность установлена положениями пункта 3 статьи 25.1 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Для некоммерческих организаций, а также общественных объединений, являющихся благотворительными, пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» установлена обязанность обеспечивать открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.

Таким образом, указанные организации дополнительно обязаны размещать отчеты, представленные в Главное управление в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», в сети «Интернет» (например, на своем сайте), либо обеспечивать к ним открытый доступ иными доступными способами.

2) Отчеты не представлены, либо представлены позже срока, установленного законодательством.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» отчеты должны представляться ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы, то есть до 1 апреля года, следующего за отчетным.

3) Отчеты заполнены не полностью, отсутствуют реквизиты.

Методические рекомендации по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций (далее – Методические рекомендации), утверждены Приказом Минюста России от 17.03.2011 № 81.

В соответствии с пунктом 8 Методических рекомендаций листы отчетов и приложения к ним, представляемые в Минюст России или его соответствующий территориальный орган непосредственно либо в виде почтового отправления с описью вложения, рекомендуется прошивать, количество листов подтверждать на обороте последнего листа на месте прошивки подписью лица, имеющего право без доверенности действовать от имени представляющей отчет организации, назначенного (избранного) в установленном порядке, и скреплять печатью организации. В адресной части форм отчетов рекомендуется указывать наименование органа, принявшего решение о государственной регистрации, представляющей отчет организации. Например, «Министерство юстиции Российской Федерации» - для общероссийских общественных объединений или «Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Москве» - для некоммерческих организаций, местом нахождения которых является Москва.

При заполнении форм отчетов рекомендуется учитывать, что строки и поля форм отчетов заполняются в соответствии с их наименованиями, а также примечаниями, содержащимися в конкретных формах. Если сведения, включаемые в соответствующую форму отчета, не умещаются на предусмотренных ею страницах, рекомендуется заполнять необходимое количество страниц с нумерацией каждой из них. При отсутствии каких-либо сведений в соответствующих полях рекомендуется проставлять прочерк. Лист «А» формы № ОН0001 заполняется отдельно для каждого руководящего органа, некоммерческой организации.

Строки «полное наименование...» рекомендуется заполнять в соответствии с учредительными документами представляющей отчет организации, положением о филиале или представительстве иностранной некоммерческой неправительственной организации.

Поля «ОГРН», «дата регистрации» и «ИНН/КПП» рекомендуется заполнять на основании свидетельств о государственной регистрации (о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц) и о постановке на учет в налоговом органе, выдаваемых налоговыми органами.

4) Отчеты представлены не в тот территориальный орган Минюста России, не в тот государственный орган.

В соответствии с Административным регламентом территориальные органы исполняют государственную функцию в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и других структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, в том числе товариществ собственников жилья, садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ, органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, а также автономных учреждений).

2. В соответствии с пунктом 26 Административного регламента одной из административных процедур исполнения государственной функции Главным управлением является проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов).

В результате проведенных проверок некоммерческих организаций за период с 01.01.2019 по 07.04.2020 были выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований законодательства.

1) Непредставление некоммерческими организациями в Главное управление сведений об изменении своего адреса (места нахождения).

В нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» некоммерческие организации не представляют в Главное управление сведения об изменении своих адресов.

2) Несоблюдение некоммерческими организациями положений собственных уставов, регламентирующих порядок формирования и деятельности органов управления.

В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абзаца 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» некоммерческими организациями не соблюдаются положения собственных уставов, регламентирующих порядок формирования и деятельности органов управления.

Как примеры типичных нарушений, можно привести следующие выдержки из актов проверок некоммерческих организаций:

2.1) «…Согласно пункту ** Устава надзорным органом Фонда является Попечительский совет Фонда, который избирается Советом Фонда из числа российских и иностранных граждан, активно участвующих в деятельности Фонда, сроком на 3 (три) года. В соответствии с пунктом ** Устава в состав Попечительского совета не могут входить должностные и материально- ответственные лица Фонда. Организацией в период проверки не представлены документы, подтверждающие формирование и деятельность в проверяемый период Попечительского совета Фонда…»;

2.2) «…Согласно пункту ** Устава органами управления Организации являются Общее собрание членов Автономии, Президиум Автономии, Председатель Автономии, Ревизионная комиссия (Ревизор) Автономии. Пунктом ** Устава установлено, что высшим руководящим органом управления является Общее собрание, которое созывается не реже одного раза в год. У Организации отсутствуют протоколы заседаний Общего собрания, подтверждающие соблюдение требований п. **-** Устава…»;

2.3) «…Согласно п. ** Устава Ассоциация ведет реестр членов Ассоциации и является его держателем. Ведение реестра осуществляется Директором. Организацией не представлен реестр членов Ассоциации, в нарушение требований п. **-** Устава…»;

2.4) «…В соответствии с пунктом ** Устава контроль за поступлением и расходованием денежных средств и проведением хозяйственных операций Организации осуществляет контрольно-ревизионный орган – Ревизор, избираемый Советом Организации. Ревизором не могут быть избраны члены Попечительского совета, Председатель Совета и работники Организации. Срок полномочий Ревизора 1 год. Проверки деятельности Организации осуществляются Ревизором по поручению Совета Организации или Попечительского совета Организации. Организацией в период проверки не представлены документы, подтверждающие формирование и деятельность контрольно-ревизионного органа Организации (Ревизора) в проверяемый период. Положения Устава о сроках проведения проверок деятельности Организации Ревизором Организацией не соблюдаются…»

3) Не проведение некоммерческими организациями, созданными в организационно- правовой форме фондов, ежегодного аудита в нарушение пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

4) Отсутствие у некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, благотворительных программ со сметами предполагаемых поступлений и планируемых расходов в нарушение статьи 17 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

5) Нарушение некоммерческими организациями, созданными в организационно- правовой форме общественных организаций, территориальной сферы деятельности в нарушение абзаца 4 статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Необходимо обратить внимание на следующие положения вышеуказанного закона:

- Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

- Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

- Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

- Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

12 апреля 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).