Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований законодательства, выявленных Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу за период с 1 января 2020 года по 01 апреля 2021 года при осуществлении контрольно-надзорной функции в сфере деятельности некоммерческих организаций, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения

Обзор типичных нарушений обязательных требований законодательства, выявленных Главным управлением Минюста России по Санкт-Петербургу за период с 1 января 2020 года по 01 апреля 2021 года при осуществлении контрольно-надзорной функции в сфере деятельности некоммерческих организаций, с разъяснением положений законодательства Российской Федерации, несоблюдение которых повлекло данные нарушения.

1. В соответствии с пунктом 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент), одной из административных процедур исполнения государственной функции Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу (далее – Главное управление) является анализ отчетов некоммерческих организаций.

В результате анализа отчетов некоммерческих организаций, поступивших в Главное управление за период с 1 января 2020 года по 01 апреля 2021 года, были выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований законодательства.

 

1.1) Отчеты представлены не по установленным законодательством формам, либо представлены не в полном объеме. Формы отчетов утверждены Приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170
«Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Некоммерческие организации (организационно-правовые формы которых указаны в главе II Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях») представляют в Главное управление следующие отчеты:

1. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных  источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ
«О некоммерческих организациях», и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

2. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Указанные отчеты представляются по формам ОН0001 и ОН0002 (пункт 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Таким образом, некоммерческие организации представляют в Главное управление либо заявление о продолжении своей деятельности с подтверждением соответствия пункту 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в произвольной форме, либо отчеты по формам ОН0001 и ОН0002.

Общественные объединения (организационно-правовые формы которых указаны в статье 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях») представляют в Главное управление следующие отчеты:

1. Общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц (абзац 4 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ
«Об общественных объединениях»).

2. Общественное объединение также информирует Главное управление об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона
«О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме ОН0003 (абзац 8 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Таким образом, общественное объединение представляет в Главное управление сообщение о продолжении деятельности и отчет по форме ОН0003.

Необходимо обратить внимание, что общественное объединение обязано представлять оба вышеуказанных отчета. При отсутствии сведений о денежных средствах и иного имущества, полученного от иностранных источников,
в соответствующих полях отчета ставятся прочерки.

Для некоммерческих организаций, а также общественных объединений, являющихся благотворительными, пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» установлена обязанность ежегодно представлятьв Главное управление отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований указанного закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

- персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

- составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

- содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

 

- нарушениях требований указанного закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Религиозные организации в соответствии с пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона  от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и
о религиозных объединениях», получившие в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять в Главное управление отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании) по форме ОР0001.

Таким образом, отчет по форме ОР0001 представляют в Главное управление только те религиозные организации, которые подпадают под критерии, установленные пунктом 2 статьи 25.1 вышеуказанного закона. Если религиозная организация не подпадает под указанные критерии, то обязанность представлять в Главное управление отчет по форме ОР0001
у нее отсутствует.

Региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации,
не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа.

Дополнительно информируем, что в соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

Порядок размещения в сети «Интернет» отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден Приказом Минюста РФ от 07.10.2010 № 252.

Официальным сайтом для размещения отчетов и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций является сайт http://unro.minjust.ru.

Для религиозных организаций указанная обязанность установлена положениями пункта 3 статьи 25.1 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Для некоммерческих организаций, а также общественных объединений, являющихся благотворительными, пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» установлена обязанность обеспечивать открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.

Таким образом, указанные организации дополнительно обязаны размещать отчеты, представленные в Главное управление в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», в сети «Интернет» (например, на своем сайте), либо обеспечивать к ним открытый доступ иными доступными способами.

 

1.2) Отчеты не представлены, либо представлены позже срока, установленного законодательством.

В соответствии с пунктами 1.1 - 1.2 Приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» некоммерческие организации и общественные объединения должны представлять отчеты ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно пункту 1.3 Приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122
«
Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» религиозные организации, подпадающие под критерии, установленным пунктом 2 статьи 25.1 Федерального закона от 26.09.1997
№ 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях», должны ежегодно
представлять в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет об их деятельности, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы, то есть до 1 апреля года, следующего за отчетным.

 

1.3) Отчеты представлены не в тот территориальный орган Минюста России или не в тот государственный орган.

В соответствии с Административным регламентом территориальные органы исполняют государственную функцию в отношении межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и других структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников недвижимости, в том числе товариществ собственников жилья, садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ, органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, а также автономных учреждений).

В соответствии с пунктом 68 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, Главное управление осуществляет контроль над некоммерческими организациями, зарегистрированными на территории Санкт-Петербурга.

 

2. В соответствии с пунктом 26 Административного регламента одной из административных процедур исполнения государственной функции Главным управлением является проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов).

В результате проведенных проверок некоммерческих организаций за период с 01.01.2020 по 01.04.2021 были выявлены следующие типичные нарушения обязательных требований законодательства.

 

2.1) Непредставление некоммерческими организациями в Главное управление сведений об изменении своего адреса (места нахождения).

В нарушение пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», пункта 5 статьи 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» некоммерческие организации не представляют в Главное управление сведения об изменении своих адресов.

 

2.2) Несоблюдение некоммерческими организациями положений собственных уставов, регламентирующих порядок формирования и деятельности органов управления.

В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абзаца 2 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» некоммерческими организациями не соблюдаются положения собственных уставов, регламентирующих порядок формирования и деятельности органов управления.

Как примеры типичных нарушений, можно привести следующие выдержки из актов проверок некоммерческих организаций:

1) «…Согласно пункту ** Устава Ревизор Фонда является контрольно-ревизионным органом Фонда, который осуществляет контроль за поступлением и расходованием денежных средств и проведением хозяйственных операций Фонда. Ревизор избирается Собранием сроком на 1 год и в своей деятельности подотчетен Собранию. Порядок деятельности Ревизора утверждается Собранием. Фондом в период проверки не представлены документы, подтверждающие ежегодное избрание и деятельность Ревизора в проверяемый период…»

2) «…Согласно пункту ** Устава Ассоциация ведет реестр членов Ассоциации и является его держателем. Ведение реестра осуществляется Директором. В нарушение требований пунктов **-** Устава, Ассоциацией не представлен реестр членов Ассоциации…»;

3) «…Согласно пунктам **-** Устава Генеральный директор является единоличным постоянно действующим исполнительным органом Организации, руководит текущей деятельностью Организации и действует на основании Устава Организации без доверенности, назначается Президиумом по предложению Президента сроком на один год с правом последующего переназначением неограниченное количество раз. Компетенция определена пунктом ** Устава. Организацией в период проверки не представлены документы, подтверждающие ежегодное переизбрание Генерального директора Президиумом…»;

2.3) Отсутствие у некоммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, благотворительных программ со сметами предполагаемых поступлений и планируемых расходов в нарушение статьи 17 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

2.4) Нарушение некоммерческими организациями, созданными в организационно - правовой форме общественных организаций, территориальной сферы деятельности в нарушение статьи 14 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Необходимо обратить внимание на следующие положения вышеуказанного закона:

- Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

- Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

- Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.

- Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

 

Таким образом, осуществление деятельности за пределами территории региона или регионов, на которых вправе действовать местные, региональные или межрегиональные общественные организации, является нарушением действующего законодательства Российской Федерации.

12 апреля 2021 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).